Путешествие по стране «Ужаса» - КИНО - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
|
КИНО
Путешествие по стране «Ужаса» 5.0 Оценить материал?
Сергей Шиляев
24.12.11
Путешествие по стране «Ужаса»
  5.0/1     0      1035



Мировой кинематограф за годы своего существования создал множество причудливых и странных направлений. Одним из самых загадочных явлений кино стал успех фильмов, которые призваны испугать зрителя, доставить ему удовольствие через ужас, тревогу и отвращение. Этот специфический жанр получил название хоррор, или, в просторечии, фильм ужасов.

Принято считать, что первыми произведениями киноискусства были короткометражные документальные ленты навроде "Прибытия поезда” братьев Люмьер. Мало кто знает, что именно захватывающие и ужасные сюжеты одними их первых легли в основу кино. По сути, фильмы, которые пугают своего зрителя, являются ровесниками кинематографа. Сверхъестественное и жуткое стало появляться на экранах уже в конце 19го века в фильмах французского режиссера Жоржа Мельеса. Его картины "Замок дьявола” и "Пещера демонов” считаются первыми фильмами ужасов в истории.
 
В 1910 году выходит первая экранизация культового готического произведения Мэри Шелли - двенадцатиминутный "Франкенштейн”. Этим фильмом была начата грандиозная эпопея экранизаций готической классики, в ходе которой литературные монстры перенеслись с книжных страниц на киноэкраны, а впоследствии стали важными составляющими современной массовой культуры вообще. Самыми популярными героями вмиг стали монстр Франкенштейна и трансильванский вампир Дракула.

Голливуд быстро понял привлекательность фильмов ужасов для массового зрителя, и уже в тридцатых годах 20го века ведущая американская студия Universal Pictures ставит производство хорроров на поток, формируя свою классическую серию, известную любителям жанра под названием "Монстры Universal”. Сюда входят все классические ужастики, такие как "Дракула”, "Франкенштейн”, "Убийство на улице Морг”, "Мумия”, "Человек-невидимка” и другие. У жанра появились и свои ведущие актеры, ими стали исполнители ролей монстров Белла Лугоши и Борис Карлофф. После того, как со временем студия Universal отошла от производства фильмов ужасов, ее знамя подхватила британская компания Hammer, чье название давно и накрепко проассоциировалось в умах киноманов с хоррором. Hammer уже в 1934 году отличились тем, что в своих фильмах никак не скрашивали, не затеняли насилие и злодейство, демонстрируя их во всей отвратительной красе, что вызывало недоумение тогдашней критики и восторг публики. Таким образом, производство киностраха стало одной из самых прибыльных статей кинорынка, коей и остается по сей день.

Авторы фильмов ужасов не останавливались на экранизациях и нередко разрабатывали продолжения для классических сюжетов прошлого. Их стараниями мир узнал о "Сыне Франкенштейна”, "Дочери Дракулы” и даже "Невесте Франкенштейна”. Продолжения и доработки закономерно выходили хуже оригиналов, что было сразу отмечено критиками. Итогом этой тенденции стало рождение нового жанра в рамках киноиндустрии ужаса – трэш-хоррор. Это новое направление, дитя эпохи сиквелов, взяло на вооружение не качество лент, а их количество, и на экраны сотнями стали выходить малобюджетные миксы, такие как "Франкенштейн встречает Человека-волка” многие другие. Доведение штампов хоррора до абсурда в итоге привело к появлению трэш-кинематографа в чистом виде, когда предельно низкий бюджет, отвратительная игра актеров и невнятный сценарий были целенаправленно положены в основу новой эстетики. Такие фильмы, хоть и являлись плоть от плоти классического хоррор-кино, уже не пугали, а смешили зрителя.

Хоррор-кинематограф никогда не стоял на месте. Факторами его развития стали не только новые спецэффекты и технические возможности. Со временем вкусы публики изменились, зрителей в кинозалах стало все сложнее напугать маской чудовища или воплями жертв. Поэтому жанр постоянно видоизменялся, совершенствуя старые и изобретая новые средства выразительности. Как говорится, всем сестрам – по серьгам. Так и в хорроре: любителей психологической интриги, тихого ужаса и сумасшествия привлекает саспенс (чьим основателем по праву считается режиссер Альфред Хичкок); тем, кому всегда хочется свежего мяса и откровенного насилия в кадре, больше подойдет сплэттер, а подростки, которые жаждут непрерывного действия, находят утешение в слэшерах. Даже зритель, уставший от однообразия и бутафории стандартных подвидов хоррора, сможет насладиться такими его разновидностями, как пародийный трэш-ужастик, или сказочными и сугубо эстетскими произведениями на грани хоррора и арт-хауса (например, фильмы Жана Коунэна, некоторые ленты Тима Бертона).

Существует множество мнений относительно хоррора. Кто-то считает этот жанр пошлой поделкой, опирающейся на низменные инстинкты человека, на его тягу к запретному, неизвестному, на животные страхи. Кто-то уверен, что фильмы такого рода – не что иное, как "жвачка” для развлечения непритязательной аудитории. Однако вся история существования фильмов ужасов доказывает, что не все так просто. Произрастая из классического романа ужасов и готической литературы, и являясь, по сути, одним из старейших представителей киноиндустрии, хоррор породил столько ответвлений, разновидностей и школ, что даже самый консервативный киновед уже не сможет отмахнуться от его существования. О хорроре написано множество исследований (к сожалению, большинство из них в России еще не изданы), существуют мировые фестивали фильмов ужаса, армия преданных поклонников жанра включает в себя не только подростков, но и настоящих эстетов и ценителей. Поэтому мы приглашаем вас отринуть предрассудки и открыть для себя еще одну грань мировой культуры – противоречивую, порою жуткую, но оттого еще более притягательную. И главное, возьмите себе за правило ничего не бояться, отправляясь в путешествие по стране Ужаса.



Теги:


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 8 Августа









Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте