Практически каждый лицедей, через какое-то время, пытается стать режиссером и начать снимать кино так, как ему видится и хочется. Но далеко не у всех актеров получается утвердить себя на этом поприще и заявить о себе не только как об актере с уникальными данными, но и как об успешном режиссере. Напротив, действительно хороших режиссеров, вышедших из братского актерского цеха, можно пересчитать по пальцам одной руки, чем я, собственно, и займусь.
Начнем, пожалуй, с итальянца Роберто Бениньи, озорство и безграничная инфантильность которого делает его самым интересным и пикантным представителем «пятерки» актеров, перешедших в разряд режиссеров. По-настоящему детская улыбка и непостижимая способность всегда быть в веселом расположении духа просто очаровывает. Бениньи-актер одинаково хорош как в черно-белом великолепии Джармуша, так и в безнадежной пестроте «приключений Астерикса с кем-то там».
Режиссерская карьера итальянского актера началась с весьма средних комедий, и в целом ничего грандиозного не предвещала, но, поднабравшись опыта, в 97-ом году Бениньи снял шикарное кино. «Жизнь прекрасна» даже во время войны, главное, чтобы любовь не покидала сердце. Трогательная история про семью, попавшую в концлагерь, собрала все главные награды мирового кинематографа: три Оскара, Большой приз жюри в Каннах, Сезар и признание европейской киноакадемии. Главную роль исполнил сам Роберто, и его игра также восхитила критиков. Бениньи получил Оскара за лучшую мужскую роль.
Отечественный режиссер Владимир Меньшов, внешним лоском, казалось бы, не выделяется, его выделяют другие качества - уверенность и надежность, а также твердость занимаемой позиции. Он не подведет ни при каких обстоятельствах: «прокурор» для нас не низость, «президент» не высота.
Владимир Меньшов снялся в порядка ста кинолент, исполняя второстепенные и эпизодические роли, играл разносторонние оригинальные образы, и всегда качественно выполнял свою работу – именно «как надо», а это лучшая характеристика грамотного актера.
Режиссерские таланты Меньшова удостоились двумя международными наградами за фильм «Москва слезам не верит» - Оскар и Золотой медведь Берлинского кинофестиваля. Легкий городской романс о преодолении жизненных трудностей, верной дружбе и искренней вере в любовь, действительно больше напоминает свежую утреннюю песню, питающую душу добром и безмятежностью. Эта песня окунает зрителя в давно забытое чувство наивности, тонкое и чистое, как слезы, которым не верит Столица. Картина на все времена.
Бен Аффлек, карьера этого удальца начиналась с "мыльных опер", однако широкую известность ему принесла работа над фильмом «Умница Уилл Хантинг», где Аффлек на пару с другом Мэттом Дэймоном не только сыграл на "пять с плюсом", но также выступил в качестве автора сценария. Оскара за лучший сценарий к фильму Аффлек и Дэймон разделили на двоих. Режиссировал фильм Гас Ван Сент, заслужить внимание столь апатичной и отстраненной фигуры дорогого стоит. Аффлек прочно занял свое место под жарким голливудским солнцем, и далее ничем особым из ряда актеров топ-уровня не выделялся. Разве что получил приз в Венеции за лучшую мужскую роль в картине «Смерть супермена».
На режиссерском счету Аффлека всего две картины. Интригующие криминальные драмы были довольно тепло встречены критиками и сделали хорошие кассовые сборы. У Аффлека отличное будущее, по крайней мере - все в его руках, очередь к нему уже собралась. Впереди много интересных проектов, и звезды когда-нибудь обязательно сойдутся.
Ковбой всея Америки Клинт Иствуд, имеющий колоссальный опыт работы в вестернах, что в свою очередь не могло не сказаться на его режиссерской карьере, поначалу снимал ненавящивые «киношки» (к слову сказать, дебют состоялся в 71-ом году), только ближе к девяностым годам работы Иствуда стали отмечать критики. Первым серьезным успехом Клинта Иствуда следует считать фильм «Непрощенный». История бывшего убийцы удостоилась четырех Оскаров.
После этого редкая церемония чествования отличившихся в киномире проходит без Клинта Иствуда, и по праву, поскольку его фильмы стали не столько остросюжетными триллерами, сколько историями взаимоотношений с глубоким смыслом. «Малышка на миллион», «Гран Торино», «Таинственная река» стали эталонами современного драматического кино, с вдумчивым и интересным сюжетом.
Мэл Гибсон смог полностью избавиться от актерского клише «волосатого жиголо», которое преследовало актера с первых кино-ролей, и стать скандальным кинорежиссером. Первый фильм Гибсона «Человек без лица» затрагивает проблему педофилии, и здесь Гибсон справился на «отлично» - ни один кадр не дает усомниться в чистоте намерений главного героя. Далее последовало оскароносное «Храброе сердце» и почти десятилетний перерыв. Творческий отпуск явно пошел Гибсону на пользу – картина «Страсти Христовы» произвела настоящий фурор и огромнейший общественный резонанс.
Гибсону удалось создать оригинальный, отчужденный и, возможно, когда-то существовавший, грандиозный мир – и это понравилось не только зрителю, но и захватило самого автора. Мэл Гибсон-режиссер сумел занять свою нишу и решил придерживаться выработанной концепции и в следующей фильме. Очень и очень многообещающая тенденция.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте