Как бы кто ни хотел и ни старался, жестокость является самым эффективным средством, к которому прибегает человек, решая проблемы повседневности. Да и трудно себе представить внутреннее спокойствие социума, даже, в какой-то степени, противно мысленно созерцать общество «голубеньких пижам», лелеющих всеобъемлющую латентность личного сознания.
Жестокость – чересчур яркая и выразительная краска, чтобы её игнорировали художники, и художники чаще не скупятся. Но одно дело развлекать зрителя «люмьеровским паровозом», и совсем другое – готовить чуть сыроватые бифштексы, аппетитно сочащиеся кровью.
Такеши Китано, в данной метафоре, один из самых умелых и интересных шеф-поваров, придающий «рубленому мясу» весьма пикантные и долгоиграющие фирменные вкусовые оттенки. Преданный национальной культуре, Китано наполняет свои «блюда» гармоничностью и обоснованной церемониальностью. Жестокость фильмов Китано – это не цель, а именно средство, с помощью которого режиссер пытается вызвать отвращение и недопустимость выбора, сделанного его героями – в основном членами Якудзы.
Китано, в отличие от российского кинематографа девяностых, снимал на деньги кинокомпаний, а не мафии, и потому, к своему достоинству, не воспевал романтичность криминала, не канонизировал «светлые» лики глав преступной иерархии, но показывал, думается, близкое к правде положение дел. Основания для этого были, поскольку отец Китано все же числился в рядах Якудзы, и зоркий глаз юного Такеши обязан был заметить необычность отношений отца с некоторыми его «знакомыми».
Но не «мясом» единым… В режиссерской карьере Такеши Китано есть место красоте и мудрости.
Первым хотелось бы выделить фильм 1991 года «Сцены у моря». Потрясающая картина: есть только море, музыка и человек, созерцающий великолепие шумящих волн и плавной линии горизонта; человек, сливающийся с бесподобием большой воды. Глухонемой от рождения главный герой Шикеру, служит больше знаком, чем персонажем – знаком тому, что нужно молчать и наслаждаться убаюкивающими видами моря.
Фильм 1999 года «Кукуджиро» удостоился десятиминутных оваций на каннском кинофестивале. Душещипательная история о приключениях двух «больших детей»: глупенький Кукуджиро, который никак не примет реалии взрослого мира, и не по годам способный мальчик Масао, переживающий распад семьи. Кино, напоминающее о ценностях настоящей крепкой дружбы.
Главной картиной Такеши Китано следует считать «Куклы» 2002 года. Гениальное, гениальное, гениальное кино! Кино, о котором очень сложно высказаться, потому что даже самые восхищающие слова в адрес истинной красоты будут смотреться упреком, а эта картина как олимпийская богиня Гармония (дочь Ареса и Афродиты) достойна лишь преклонения и слепого почтения. Вот видите – коряво вышло.
«Ахиллес и черепаха» - эпохальная для Китано картина. В ней Такеши пытается оценить и переосмыслить свой творческий путь – это ему, к сожалению, не удается. Можете обвинить меня в ницшеанстве, но человек, близкий к закату своего бытия, должен четко сформировать свое отношение ко всему, что представляет для него ценность. Китано же бросает зрителя в хаос, выдает жидкую путаницу, замешанную на явно развивающейся у Такеши шизофрении. Китано не показывает своей позиции, лишь существует в галактике неопределенностей. Несмотря на все вышесказанное, фильм довольно интересен, в нем можно увидеть безграничность выбора, столь долгожданную юнцом, и столь губительную старцу. Заслуга Китано как творца состоит в том, что он не боится затрагивать «вечные» вопросы. Не привнося в искусство ничего нового, Китано умеет преподнести избитые истины в свежей обертке, умеет рассказать новую историю о старом.
Творчество Китано – это милая сердцу банальность. Не примитивизм, от которого хочется отплюнуться, но именно самое сокровенное для каждого из нас – простые и теплые «я тебя люблю». Ведь нет более затертых и, в то же время, приятных слов, которые хочется слушать ежеминутно и они не прискучат слуху, потому что, сказанное искренне радует душу как и «банальное» кино от Такеши Китано.
spbpostговоритТакеши Китано - отчаянный сорвиголова, если закрыть глаза на некоторые вещи, хотя чего их закрывать-то, то можно сказать, что Китано мега-режиссер, которому подвластно показать правду жизни так, как никому другому
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте