Национальный вопрос является наиболее сложным и важным явлением общественно-политической жизни многонационального государства. Он тесно переплетается со всеми сторонами жизни: политикой, экономикой, социально-бытовой и семейной. Ни один вопрос общественной жизни невозможно положительно решать без учета национального аспекта.
На начальном этапе существования Советской власти национальный вопрос занимал особое место в деятельности партии и государства, следовательно, был поднят в ранг государственной политики. Такое серьезное внимание данному вопросу было продиктовано следующими обстоятельствами:
1.В многонациональной России накануне Октябрьской социалистической революции проживало более 130 наций, народностей и этнических групп. В такой многонациональной стране отношение правительства к нерусским национальностям, особенно среднеазиатским, сложилось по принципу господства и подчинения. В начале XX века царское правительство усилило политику национального угнетения и в связи с этим до крайних пределов в стране обострились национальные отношения.
2.Царизм в своих колониях, в том числе в Средней Азии, разжигал национальную вражду между различными нациями, особенно между русскими и нерусскими. Русское население при царизме во всех отношениях занимало привилегированное положение. Поэтому население национальных окраин к русским испытывали недоверие и даже ненависть.
3.Царизм был душителем свободы народов национальных окраин, по словам Ленина, являлся тюрьмой народов, Социальный и национальный гнет в России принимая самые бесчеловечные формы. Народы Средней Азии, были лишены всех прав - политических, юридических, социально-экономических. Российские чиновники их иронически называли «туземцами», «инородцами». Великороссами они подвергались национальному унижению, оскорблениям и преследованиям.
Нерешив национальный вопрос, в частности право стран на суверенитет, исключительно невозможно было привлечь дехканские массы к мероприятиям Советской власти, к активному участию в социалистическом строительстве.
Характеризуя дореволюционное положение Таджикистана, газета «Правда» тогда писала: «Таджикистан до революции находился во владении бухарских сатрапов наиболее бесправной и эксплуатируемой провинцией, которую эмир раздаривал своим чиновникам в полное и неограниченное владение. Угнетая Таджикистан в правовом и культурном отношениях, эмирская власть в то же время подавляла и производительные силы, бессмысленно душила хозяйственное развитие таджикского народа. В результате богатые естественные ресурсы этого гористого, обильно орошенного реками края остались совершенно без движения, и в то же время население доведено до крайней степени нищеты и отсталости».
Следовательно, таджикский народ длительный период времени находился под двойным гнетом. Его эксплуатировали, угнетали и свои феодалы, и российские капиталисты. Колонизаторы - помещики, заводчики, купцы, всякие проходимцы, авантюристы, как хищники раздирали колониальные народы. Так, например, российские помещики- переселенцы разными махинациями захватывали большое количество орошаемых земель местных дехкан. Помещик Тороторов в Башкирии овладел более 50 тыс. десятин земель и распродал их дехканам в три раза дороже. Другое лицо, Буняков, купил 45 тыс. десятин по 0.34 коп. и продал их по 2 рубля. Купец Уткин приобрел 100 тыс. десятин по 0.8 коп и т д. Такая картина наблюдалась и в Киргизии, и в Голодной степи, и в Ходженте. Однако «Правда» в данное время умалчивает об отношениях царской России к народам национальных окраин.
В тяжелой ситуации, в которой находился Таджикистан, начать социалистические преобразования было бы бессмысленно и невозможно.
Таким образом, принятые декларации предоставляли бывшим колониальным народам России право свободного волеизъявления по вопросу о формах их национально-государственного существования.
Национально-государственное строительство было важной и сложной проблемой национальной политики Советского государства. Исходя из этого, в начале 1918 года был создан специальный орган осуществления национальной политики Коммунистической партии и Советского государства - Народный Комиссариат по делам национальностей, который сыграл большую роль в строительстве советской национальной государственности народов России, в том числе таджиков. Этот Наркомат возглавил И.В.Сталин. Наркомнац имел свои местные органы - национальные комиссариаты и отделы.
Против создания Наркомата по делам национальностей выступили Троцкий, Каменев и др. Они заявили, что этот шаг не демократичен, он является лишним звеном, диктатурой над другими министерствами. В.И.Ленин подверг их критике и обосновал необходимость существования этого Наркомата на данное время.
Комиссариаты и отделы организовали широкую работу по форми-рованию национальной советской государственности среди мусульманского населения, культурно-просветительную деятельность, оказывали большую помощь органам просвещения в борьбе за ликвидацию безграмотности, в деле организации на местах советской системы школ, создали широкую сеть курсов, кружков по ликвидации безграмотности, заботились о подготовке национальных кадров и вовлечении трудящихся коренных национальностей в местные органы государственной власти.
В целях налаживания братского сотрудничества между народами Туркестана и ликвидации колонизаторской политики царизма при Наркомнации Туркестанской АССР были учреждены наряду с отраслевыми органами также национальные отделы. В сентябре 1921 г. по постановлению ЦИК Советов Туркестанской республики в составе Наркомнаца был образован отдел национальных меньшинств с таджикской секцией. Известно, что по воле пантюркистов тогда таджики были отнесены в группу национальных меньшинств и в течение длительного времени были лишены представительства своих интересов в органах государственной власти, что являлось грубой политической ошибкой.
В мае 1918 г. при местных советах депутатов трудящихся были созданы национальные отделы. Такие отдели в 1918 г. были организованы в Ходженте, в 1919 г., в Ура - Тюбе и при них организовывались секции.
Например, в Ходженте действовали таджикская, узбекская и киргизская секции.
Комиссариат по делам национальностей и его местные органы успешно выполняли возложенные на них задачи.
Во второй половине 1921 г. в Восточной Бухаре началась гражданская война, которая отодвинула решение вопросов формирования государственных органов и комплектования их кадрами работников. Для эффективного руководства борьбой с басмачеством и укрепления советской власти в вилоятах, туманах, кентах были созданы чрезвычайные органы власти и управления - Революционные комитеты. 8 января 1922 г. Президиум Всебухарского ЦИК принял решение для управления Восточной Бухарой создать временную Чрезвычайную диктаторскую комиссию, которой представилось право принимать решительные меры для нормализации обстановки. Необходимость их создания была обусловлена задачами борьбы с басмачеством.
Такая политическая структура практически мало, что дала народу. Используя карательные меры, она уничтожила не только противников нового режима, но и не мало неопределившихся в новой ситуации или протестовавших против допускавшихся органами данной Комиссии ошибочных, опрометчивых действий. Кроме того, эта структура в условиях БНСР способствовала созданию административно-командной системы, господству бюрократического аппарата.
Как известно, весной и летом 1919 г. на западной части страны - на Украине, Белоруссии и Прибалтике активизировалась контрреволюция и в стране политическая ситуация стала крайне тяжелой. В этой обстановке возникла крайняя необходимость объединения советских республик, укрепления их единства в военной и экономической областях. Таким образом, создание единого федеративного государства явилось практической необходимостью, требованием самой жизни.
Инициатива сплочения народов России и объединения советских республик принадлежала В.И.Ленину. Она вытекала из ленинской программы по национальному вопросу, разработанной еще много лет назад до Октябрьской революции. Он также разработал принципы и формы этого Союза.
Как сообщается в официальной и научной литературе, большинство советских республик не поддержало проект Сталина. Более того после бесед с представителями на местах, В.И. Ленин подверг этот проект критике и обосновал идею образования СССР. Согласно этой идее все советские республики должны были входить на началах полного равноправия в союзное государство, в том числе РСФСР. «Важно,- писал В. И. Ленин,- чтобы мы не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этап, федерации равноправных республик».
Вопрос об объединении широко обсуждался на местах во время выборов сельских, волостных, уездных и городских советов в Армении, Грузии, Азербайджане. Основная масса населения этих республик поддерживала идеи объединения. В октябре 1922 г. проходила 111 сессия Центрального исполнительного комитета Украины. Такие сессии состоялись также в Российской Федерации и Белоруссии, которые поддерживали инициативу украинского народа.
30 декабря 1922 г. в Москве состоялся исторический Всесоюзный съезд Советов, который по докладу И.В.Сталина принял Декларацию и Союзный договор о создании первого в мире единого многонационального социалистического государства (СССР). В состав Союза ССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская ССР.
Первый съезд Советов явился завершающим этапом объединительного движения народов всех союзных республик, полномочным выразителем их воли и решимости сплотить все свои усилия и ресурсы в едином братском союзном многонациональном государстве для решения общей цели - построения социализма, решающим условием развития экономики и культуры каждой отдельной республики и всего Советского Союза.
Таким образом, образование СССР обеспечило свободу и независимость народов страны, открыло широкий простор для их политического, экономического и культурного сотрудничества. Оно явилось конкретным воплощением в жизнь ленинской национальной политики Советского государства.
spbpostговоритКак всегда, слова расходятся с делом, и это касается не только советских вождей, но и любой власти в целом. Говорят одно, на выходе получается совершенная пародия. Но это проблема не самих идейных вдохновителей, а той шелупони, которая всегда в достатке крутится вокруг великих людей. Полагаю, проблему можно решить лишь утопическим способом: придумать детектор, который будет сканить обывателей и представителей власти, и вычленять из них выродков, которым необходимо закрыть наглухо вход к власти
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте