Один из важнейших показателей благосостояния любой страны – отношение власти к населению, не участвующему в увеличении национального богатства, содержащегося на пенсионном обеспечении. Как живут старики за рубежом и у нас?
Сравнительная таблица пенсионных показателей России и развитых стран.
Страна
Средняя продолжительность жизни (полных лет)
Пенсионный возраст для мужчин (полных лет)
Пенсионный возраст для женщин (полных лет)
Средний размер пенсии (долларов)
Минимальная пенсия (долларов)
Средний размер месячной зарплаты (долларов)
Германия
79
65-67
65-67
1500
530
4900
США
78
65
65
1200
300
3900
Япония
82
65-70
65-70
900
н.д.
3400
Франция
80
60-67
60-65
1100
700
3600
Россия
66
60
55
290
150
610
Высокие размеры пенсий развитых стран обусловлены использованием накопительных пенсионных систем, доля которых превышает 40% пенсионных выплат. Наемные работники и работодатель выплачивают в пенсионные фонды поровну от размера заработной платы. В Германии по 10,15%, США - 7,5%, Франции- 8,15%. Работники самостоятельных профессий: адвокаты, бизнесмены, писатели сами выплачивают всю сумму взноса. Накопительный взнос пенсии напрямую зависит от размера заработной платы.
Начиная с 2002 года, пенсия в России стала рассчитываться не из заработка и стажа, как было до реформы, а из суммы учтенных пенсионных взносов на индивидуальном счете. Считалось, что это выведет «серые зарплаты» на свет. Но разработчики и законодатели, утвердившие реформу пенсионной системы, в российских традициях поступили «как всегда». Просто, не обратили внимания, что около 80% страны живет небогато. Наша средняя заработная плата более чем в 6 раз меньше средних зарплат стран, указанных в таблице.
Пенсионному Фонду не хватает средств, и он пополняется из бюджета, как и во всех странах. Надежда на софинансирование своей пенсии, не приносит желаемых результатов. Лозунг – «вложил тысячу сам, государство тоже добавит тысячу», не воодушевил вкладчиков, помня ненадежность и откровенное мошенничество, в недавнем прошлом, пенсионных фондов. Больше всего возмущает цинизм «слуг народа» установивших себе пенсии по выслуге лет в размере 75% от заработной платы. Минимальные пенсии у нас меньше 4 тыс. руб., а есть и 250 тыс. руб.
Превышение в 62 раза. Кстати, во Франции максимальные пенсии выше минимальных только в два раза. Справедливо было бы, учитывая низкий уровень жизни населения России, «слугам народа», ответственных за этот самый уровень, установить государственную пенсию в размере одного МРОТа – 4611 руб. Имея очень хорошие доходы, они могут софинансировать свою пенсию, а не отбирать у простых пенсионеров часть вложенных взносов. Важно показать собственный пример, внести свои деньги в накопительную пенсионную систему. Тогда, контроль над накопительными пенсионными фондами, эффективностью использования вложений, был бы отрегулирован.
Разработчики пенсионного законодательства в 2002 году, очевидно, подгоняли размеры пенсий под какие-то изначально определенные суммы, выделенные бюджетом для пенсионеров. Законодательство получилось запутанным, нелогичным, с множеством ошибок. Не вдаваясь в подробности расчета пенсионного капитала сформированного до 2002 года, рассмотрим влияние стажа пенсионера, создававшего ныне приватизированное национальное богатство, на его пенсию.
1. Из трудового стажа исключено время обучения в дневных высших и средних учебных заведениях, так как не производились страховые взносы со стипендий. Это – главный аргумент. Но, очень многие студенты подрабатывали, участвовали в строительных отрядах, самостоятельно работали в летние каникулы, проходили оплачиваемую практику и получали официальные зарплаты, с которых перечислялись взносы.
2. Разработчики приняли «странное» отношение среднемесячных заработков пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране не более 1,2. Многие бывшие студенты стали мастерами, прорабами начальниками участков, цехов, предприятий. С их зарплат выплачивались большие взносы в пенсионный фонд. Но сейчас они оказались не нужны. Двойные подходы к одному показателю. Можно было для категории таких пенсионеров к коэффициенту 1,2 добавлять по 0,1 пункту за каждые 0,3 или 0,4 пункта превышающие 1,2.
3. Исключенный стаж учебы, и ограничение по коэффициенту 1,2 значительно снизили размер начисленной пенсии и резко уменьшили сумму рассчитываемой валоризации.
Таких «ляпсусов» много. Говорят, что закон принят, исправить нельзя, нет денег в государственной казне. Удивительно, что еще что-то осталось при таком безнаказанном воровстве из бюджета, бесконтрольном его использовании. Многолетние, невнятные обещания разобраться, пополнить бюджет за счет перераспределения доходов, через: налог на роскошь; налог на недвижимость, землю; прогрессивный налог на доходы высокооплачиваемых физических лиц и полное отсутствие результатов - показывают истинное отношение партии власти к простому народу.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте