Сегодня ритейл продуктового рынка Петербурга представлен по большей части сетевыми магазинами, а не отдельными торговыми точками, как это было раньше. Чтобы заинтересовать покупателя и выделиться из вереницы своих конкурентов, каждая из сетей имеет индивидуальную стратегию продвижения на рынке. Одни ориентированы на низкие цены, другие – на системы скидок и дисконтов, третьи – на престижность, продаваемых товаров. Как бы там ни было, у каждой сети есть свои постоянные покупатели, предпочтения которых зависят от потребительских желаний и возможностей.
В соответствии с действующим законодательством о социальной защите граждан и защите прав потребителей, определен минимальный набор продуктов (ежемесячная потребительская корзина), суммарные цены которого помогают ориентироваться в экономической ситуации рынка ритейла продуктов потребления. И хотя, в соответствии с государственными и городскими программами цены на данную группу продуктов регулируются, все же в разных торговых сетях и в разные экономические периоды они, так или иначе, изменяются. Следует отметить, что список товаров потребительской корзины был составлен еще в 2006 году и включает в себя, помимо товаров постоянного потребления (продуктов питания), товары долговременного пользования (например, одежда), которые не учитываются в расчетах ежемесячных статей расходов рядовых граждан.
Так, в Санкт-Петербурге (по данным Федеральной службы государственной статистики) минимальный набор продуктов в сентябре 2010 года в среднем составил 2516 рублей, что на 4,2% меньше, чем в августе. На это повлияло подорожание и удешевление ряда продуктов. Так, снизились цены на фрукты и овощи, кроме картофеля (до 11,5%), на подсолнечное масло (до 0,8%), на рыбу (до 0,8%). В то же время повысились цены на хлеб (0,1%), мясо (0,3%), яйца (2,5%), масло (0,5%), сахар (10,4%), гречку (2,4%), алкогольные напитки (0,3%). Это данные за последний месяц. Если учесть их изменения за год, то повышение цен по некоторым группам продуктов будет более существенным. По мнению специалистов, в октябре рост цен покроет их снижение, и уровень инфляции и цен продуктов постоянного потребления соответственно будет увеличиваться.
Выбор петербуржцев, в каком магазине покупать продукты, во многом зависит от ценовой политики магазинов города. И если несколько лет назад большая часть жителей города отдавали предпочтение магазину, который находится рядом с домом или работой, то на сегодняшний день приоритеты изменились. Возможно, такое положение вещей связано с ухудшением социально-экономического положения в стране, либо же это связано с международной интеграцией, которая ориентирует россиян на мировые стандарты торговли, но, очевидно, что тенденция покупок продуктов в сети гипермаркетов растет.
По данным последних исследований, лидерами низких цен на продовольственном рынке Петербурга стали супермаркеты «Пятерочка», «О'кей» и «Лента». Причем, «Пятерочку» выделили 42% петербуржцев. Лидер же цен 2009 года («Лента») теперь находится на втором месте. За нее проголосовало 19% респондентов. И 13% отдали свое предпочтение гипермаркету «О'кей», сославшись на его низкие цены. Сохраняет свои лидирующие позиции и сеть гипермаркетов «Ашан», которая показывает довольно стабильные результаты продаваемости товаров.
В среднем, в каждой из торговых сетей представлено около 23000 групп товаров. Это дает возможность петербуржцам выбирать, какому гипермаркету отдать предпочтение, и какие продукты положить в свою потребительскую корзину.
Гражданин РоссииговоритЯ предпочитаю большие супермаркеты, где отовариваюсь раз в одну-две недели. Мне нравится, что в одном месте можно купить не только продукты, но и товары для дома. Ценовая политика меня не волнует, главное - качество и огромный выбор.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте