Дмитрий Комм: «Пятница, 13» и «Кошмар на улице Вязов» - комедии ужасов для подростков из неблагополучных семей» - СЮЖЕТЫ - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
СЮЖЕТЫ
Дмитрий Комм: «Пятница, 13» и «Кошмар на улице Вязов» - комедии ужасов для подростков из неблагополучных семей» 5.0 Оценить материал?
30.03.12
Дмитрий Комм: «Пятница, 13» и «Кошмар на улице Вязов» - комедии ужасов для подростков из неблагополучных семей»
  5.0/2     0      1920



Встреча с Дмитрием Коммой, киноведом и автором книги «Формулы страха: введение в историю и теорию фильма ужасов», прошла в четверг 29 марта на площадке литературного кафе книжного магазина «Буквоед» на Восстания. В рамках диалога с любителями кино Дмитрий Комм презентовал свое детище – плод многолетних исследований истории и традиций классического и современного фильма ужасов и триллера.

В начале встречи автор уточнил, что книга «Формулы страха: введение в историю и теорию фильма ужасов» не претендует на роль справочника или энциклопедии фильмов ужасов, так как, по словам Дмитрия Комма, подобный вид справочной литературы может быть уместен лишь в том случае, если человек знает, что в ней искать. Ситуация же с жанром хоррор обстоит так, что читатель попросту этого не знает. Книга, по словам автора, является неким компасом, введением, которое позволит людям обозначить вехи, открыть двери, сформулировать - чем является этот жанр – фильм ужасов, каковы его субжанры и направления, как развивалась его история в мировом кинематографе. Основой для книги послужили материалы курса, который автор читает на факультете свободных искусств и наук в СПбГУ, а также на серии статей автора в журнале «Искусство кино».

В своем вступительном слове Дмитрий выразил глубокую озабоченность тем, что общая масса отечественных кинолюбителей попросту недооценивает жанр фильма ужасов. По мнению автора, подобная ситуация сложилась в силу банального неведения и не знания зрителем жанра как такового. Преимущественно, у отечественного киномана жанр ужасов отождествился лишь с примитивными, по словам автора, «подростковыми слешерами» наподобие фильмов «Пятница, 13» и «Кошмар на улице Вязов», заполонивших экраны российских видеосалонов в конце 80-ых – начале 90-ых годов. Однако Дмитрий уверил слушателей, что история жанра гораздо многообразнее, сложнее и интереснее: в 80-90-е года происходил кризис жанра ужасов, его упадок – деградация, которая как раз и выразилась в вышеупомянутых, как выразился автор, «комедиях ужасов для подростков из неблагополучных семей».

После довольно-таки серьезных обвинений в адрес традиционного понимания фильмов ужасов широкой отечественной аудиторией, Дмитрий Комм поставил перед слушателями, казалось бы, простой вопрос: так что же такое есть фильм ужасов? Но тут же обозначил серьезную проблематику данного жанра, в котором, в отличие от других жанров кино, таких как детектив или вестерн, нет совершенно четкого набора персонажей и сюжетных моделей, так или иначе определяющих жанр и эмоциональное состояние аудитории. Проблема определения жанра фильма ужасов, по мнению автора, состоит в том, что данный жанр не имеет своих формул. Так, например, в 30-40-е годы считалось, что фильм ужасов – это кино, где есть монстр, вампир или чудовище. Однако в 40-е года возникает новая концепция фильмов ужасов - без монстра. 

Эта концепция, по словам автора, перевернула понятие о том, каким может быть фильм ужасов. И соответственно, кино, где есть монстр, приведение или вампир, не обязательно стало рассматриваться как фильм ужасов. Например, фильм «Приведение» с Патриком Суэйзи, где приведение есть, но фильм все же не является хоррором. И наоборот – «Ведьма из Блэр» - где никакой ведьмы на протяжении всего фильма не показывается. Так же, по мнению Дмитрия Комма, обстоят дела и с сюжетными моделями фильмов ужасов, которые, как правило, заимствуются в других жанрах, чаще всего у детективов и мелодрам. В качестве примера Дмитрий привел киноленту 1931 года - «Дракула», представляющую собой мелодраматическую историю с классическим любовным треугольником: есть героиня - Мина, влюбленный в нее Джонатан Харкер и граф Дракула в роли коварного разлучника: аристократ в смокинге, с приятными манерами и вкрадчивым голосом.

Ну, так, а что же, спросит пытливый ум читателя, квалифицирует, по мнению автора, кинокартину как фильм ужасов? Лишь совокупность художественных приемов и средств выразительности, - то, что Дмитрий Комм обозначает как «технология страха». Автор убежден в том, что если из хоррора убрать, присущие жанру художественные приемы и средства выразительности, по сути, и квалифицирующие картину как фильм ужасов, то останется только чистый киножанр: детектив, комедия или мелодрама. Сами же «технологии страха» в кинематографе основаны на обещании создателей фильмов ужасов определенного диапазона эмоций, переживаний, которые предстоит получить в зрительном зале.  «Технология страха» - это набор средств и приемов, которые позволяют режиссерам выполнить контракт со зрителем. Однако эти технологии имеют свойства постоянного развития в зависимости от контекста, эпохи, в котором создается произведение. Также, многое в этой технологии зависит и от культурно-религиозных традиций - представления общества о зле.

Касаясь разговора о современном кинохорроре, Дмитрий Комм затруднился назвать хоть одну картину за последний год, которая заслужила бы его внимание, лишь отметил, что есть приличные, профессионально сделанные картины, в частности, совсем недавно вышедшая в прокат кинокартина «Женщина в черном» режиссера Уоткинса. По словам Дмитрия, в некоторых своих аспектах эта хорошая картина, однако отсутствие цельной концепции в фильме, так же как и ее эклектичность, по мнению Комма, по ходу дела дискредитирует даже очень удачные вещи. Из более-менее новых фильмов Дмитрий Комм отметил гонгконгскую картину – «Дом мечты» (Dream Home), снятую, правда, в 2010 году, но не сопоставимую по хоррор-эффекту, по заверению Комма, с совсем свежими фильмами. Именно эту картину Дмитрий Комм рекомендовал посмотреть всем любителям качественных фильмов ужасов, более того, Дмитрий любезно пригласил всех желающих в будущую субботу, 31 марта, в Музей сновидений Фрейда, где в 17:30 состоится кинопоказ вышеупомянутого фильма. 

В заключении встречи автор сформулировал общую проблему современного фильма ужасов: «Современный фильм ужасов существует в условиях, когда нет монополии одной культурно-религиозной традиции в условиях мультикультурализма. Это хорошо, интересно, это заставляет его пересматривать свои позиции. Но с другой стороны, это размывает представления о природе зла, и методах борьбы с ним: нет уже того, единого представления о том, что Дракулу можно изгнать с помощью креста. А как изгнать, скажем, японского призрака? Испугается он креста или нет? Поэтому в условиях огромного количества религиозных и мифологических представлений, которые смешиваются, перетекают одно в другое, противоречат друг другу, любая концепция становится одной из множества пропаганд, борющихся за выживание. Любая концепция зла или добра. И в этих условиях фильм ужасов обречен спуститься на какую-то чуть низкую ступень, обратиться к архетипическим, первобытным страхам, которые уже не носят эстетизированный характер, а являются универсальным, «космическим» ужасом, понятным носителям любой культуры и религии».


фото: BOOKS.RU

Теги:


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 8 Августа









Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте