Развитие портретного искусства в Древнем Мире. От Древнего Египта до позднего античного Рима - ЖИВОПИСЬ - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
|
ЖИВОПИСЬ
Развитие портретного искусства в Древнем Мире. От Древнего Египта до позднего античного Рима 3.2 Оценить материал?
Сергей Корепанов
12.04.11
Развитие портретного искусства в Древнем Мире. От Древнего Египта до позднего античного Рима
  3.2/4     0      5040



Портрет это изображение человека, сделанное руками скульптора, кистью живописца, описанное словами в устной или письменной форме. Само слово портрет происходит от французского portrait, что в переводе означает «изображать». Но откуда пошло искусство подлинного изображения человека?

Первые портреты появились ещё в Древнем Египте. Эти древние портреты, как правило, создавались в религиозных целях и были тесно связаны с верованиями египтян. Скульптуры и прочие изображения создавались по строгим канонам. Богатый египтянин, умирая, требовал, чтобы скульпторы создали его точное подобие, чтобы душа умершего могла найти своё вместилище. Умирая, вельможа желал взять накопленное при жизни богатство с собой, а среди накопленного «имущества», как правило, имелись и рабы. Чтобы не потерять их, господин требовал, чтобы в могилу к нему складывали довольно точные скульптурные изображения рабов. Скульптуры изображали людей за их основным делом. Доярок за дойкой животных, надсмотрщика следящим за рабами, и т.д. Порой эти изображения были настолько точны, что их по праву можно отнести к скульптурным портретам. Мастерство скульпторов, конечно же, находилось в тесной зависимости от социального положения заказчика. Один из самых известных портретов древнеегипетского периода это портрет писца Каи. Этот скульптурный портрет, сделанный в 3-м тысячелетии до нашей эры, оказался сделан столь искусно, что при раскопках рабочие первоначально приняли его за живого человека. Глаза статуи были инкрустированы горным хрусталём и блестящим чёрным деревом. Когда гробницу вскрыли, то свет, попавший в неё впервые за четыре с половиной тысячи лет, отразился от глаз статуи и сверкнул в глаза рабочих.

В Древней Греции портретные изображения приобрели ещё большее распространение. Обычно греки предпочитали статуи, делаемые при жизни человека, в редких случаях уже после смерти. 

Греческие скульпторы и художники, в отличие от египетских не создавали свои изображения по канонам, но стремились к пропорциональности и красоте своих творений, стремясь передать в них действие, выразить жизнь. Греческим изображениям свойственна рациональная конструктивность форм. Самые распространённые портретные изображения посвящались победителям в Олимпийских Играх, героям сражений, государственным деятелям. Часто создавались изображения божеств, которые делались с красивых натурщиков. В Греции помимо статуй, широкое распространение приобрели портреты на вазах и сосудах, фрески и мозаики. Греки очень ценили живописные шедевры, но всё же основное предпочтение отдавали скульптуре. Известные портреты греческого периода; скульптурные портреты Перикла, Демосфена, Аристотеля, мозаика с изображением Александра Македонского в битве при Гавгамелах, тоже пример своеобразного портрета.

Древние римляне, пришедшие в искусстве на смену грекам, имели своё представление о портрете. Их портреты начинали свою историю с восковых масок, которые снимались с умерших. Изображениям раннего римского периода свойственен натурализм, стремление отразить каждую тонкость, каждую чёрточку отображаемого лица. Римские художники, можно сказать и изобрели портрет в современном смысле этого слова. В отличие от греков, римляне стали больше внимания уделять не внешней красоте, а проявлению в портретном изображении внутренних черт: воли, мудрости, решительности и других эмоционально-волевых проявлений.

Римские портреты периода Империи уже не столь прозаичны. Выделяются два направления, которые можно назвать простым и высоким искусством. Изображения простого искусства, представляют из себя упрощённые рисунки на керамике, и скульптуры, которые не обладали высокой точностью и часто делались как копии с оригинала или другой копии. Простое искусство было скорее массовым, чем совершенным. Высокое искусство в Риме приобрело свой «большой стиль». Портретные изображения должны были не только, и не столько передать внешний и внутренний образ изображаемого человека, но и внушить смотрящему на него человеку определённую идею или мысль. Идеальным примером высокого портретного искусства этого периода является статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Император стоит облачённый в императорскую тогу с поднятым к верху перстом – символом власти и закона.

Портретное искусство древности это огромное наследие гигантского масштаба. Развившиеся за тысячелетия технические и художественные принципы оказали громадное влияние на развитие этого жанра искусства в более поздние периоды истории человечества.


Изображение: Портрет пожилого мужчины. I век

Теги:

Колонка: Искусство

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 7 Августа









Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте