Жерар Депардье давно увлечен русской литературой и вообще Россией. Исполнив роли знаменитых французов — Бальзака, Дюма, Дантона – он начал думать о героях русской литературы и истории: братьях Карамазовых, Порфирии Петровиче из «Преступления и наказания», Емельяне Пугачеве и Григории Распутине. Сыграть Распутина Депардье мечтал последние пятнадцать лет.
Он буквально бредил этим персонажем и не раз обсуждал его со свои другом, знаменитым французским специалистом по русской истории писателем Анри Труайя. В конце концов, Депардье сформировал свой личный взгляд на личность этого, возможно, самого загадочного персонажа российской истории ХХ века.
Жерар Депардье: «Таким, как Распутин, верят! Я знаю, что говорю, ведь я вырос рядом с таким человеком – моя бабушка была целительницей. Когда перестаешь надеяться на врачей, и даже молитвы уже не помогают, мы идем к тому, кто нас спасет. К такому, как Распутин.
У Распутина был дар – он умел успокоить любую боль и вернуть людям веру. Он был частью России, и к тому же в очень интересное время. Он оказался в самом эпицентре интриг. Но я ни за что не поверю, что сам Распутин думал как-то повлиять на происходящее в политике: свергнуть царя, или наоборот – укрепить монархию. Чушь! Не было в нем этого, он был простым нормальным мужиком, и интриги его не интересовали. К тому же, не забывайте, он был глубоко верующим человеком. И вера ему далась нелегко, он долго шел к ней: слушал старцев, без конца молился...»
В роли Распутина Жерар Депардье оказался невероятно органичен. Привычный имидж актера – его необузданный темперамент, всем известная бескомпромиссность в принятии решений, легендарное «раблезианство» и демонстративная любвеобильность – играли на созданный им экранный образ не хуже, чем приклеенная гримерами борода и русская косоворотка. Впрочем,
на одной органике далеко не уедешь. Для того, чтобы превратить Распутина из персонажа исторических анекдотов в полноценную трагическую личность, нужен большой актерский талант. Как раз такой, как у Депардье…
Жерар Депардье: «Образ главного героя в фильме «Распутин» – это наше общее детище с главным режиссером французской версии фильма и моим большим другом Жозе Дайан. Она – большой мастер. И не случайно во Франции ее по праву называют лучшей в экранизации классической французской литературы.
Я хотел показать Распутина во всех его крайностях. Его же считали настоящим чудовищем. Да и как иначе, ведь он был необуздан, невежественен, порой даже жесток. Хотя жесток он был, в первую очередь, к себе. Я уверен, что Распутин не мог никому причинить боль. Он, наоборот, забирал чужую боль себе. И любил Распутин тоже безрассудно. В этом особенность русской души, русской натуры. И, кстати, как раз в этом смысле я сам чувствую себя русским. И потому я так люблю играть людей, в которых все доведено до крайности…
Для меня Распутин – безусловно, великий человек. Посмотрите хотя бы, как он умер. Сначала его пытались зарезать, но он выжил. Потом Юсупов и его подельники всыпали в него лошадиную дозу яду. Они стреляли ему в голову, а он открыл глаза и даже повел рукой. Тогда они в панике повезли и бросили его в прорубь. Доказано, что умер Распутин не от яда и не от пуль. Он захлебнулся, утонул. Представляете, сколько в нем от природы было силы?
Распутин сидит у меня внутри уже лет пятнадцать, и я должен был, просто обязан был выпустить его наружу!..»