Высший пилотаж - КИНО - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
|
КИНО
Высший пилотаж 5.0 Оценить материал?
02.06.11
Литература подобна воде: изначально являясь особенной и самой важной средой обитания, она способна питать растения и большинство организмов нашей планеты. Литература – основа и источник жизни для остальных отраслей искусства, тот стержень, который держит воедино всё, что создавалось и будет создано. 

Написать книгу – это высший пилотаж; написать книгу интересно - несомненно, дар. Сделать книгу еще лучше, сняв по ней хорошее кино – высший пилотаж; испортить книгу фильмом – несомненно, дар.

Сей абзац, конечно, ради красного словца, поскольку всегда бывает по-разному, однако давайте попробуем разобраться что к чему.


ФОРРЕСТ ГАМП



Первую пятерку открывает «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, поставленный по одноименному роману Уинстона Грума. Фильм довольно сильно разнится с книгой. По большому счету, их можно считать совершенно обособленными друг от друга творениями, поскольку даже сам Форрест получился чересчур уж отличным от описанного Грумом героя. Книга является довольно жесткой сатирой на самый богатый событиями период в истории Америки, где Форрест, олицетворяя «все лучшее, что есть у американца», используется в качестве призмы. Земекис же несколько сменил спектр, сделав основой фильма сам персонаж, отчего картина не только выиграла, но стала шедевром всех времен, одинаковолюбимой на каждом континенте, людьми принципиально разными, потому как жить простыми ценностями все хотят, но ни у кого, кроме Форреста, еще не получилось. Земекис убрал из романа много «лишнего», помножил на молодца Хэнкса, и получилось – гениально. 

БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ



Продолжаем хит-парад «Бойцовским клубом» Дэвида Финчера, снятым по одноименному произведению Чака Паланика. Фильм, насколько это возможно, близок к роману, не хватает разве что пары тройки рецептов, но это пустяки. Главной же заслугой режиссера Финчера следует считать ювелирно точное попадание актеров (Нортона и Питта) в литературные образы (рассказчика и Дердена), созданные Палаником. Также Финчеру, подобно дрессировщику, удалось укротить бешеный ритм и колоссальную энергию романа, показать зрителю не только всю мощь внутренней агрессии, но и то, что он (Финчер) её контролирует. Важный момент, поскольку Паланик изредка ослаблял вожжи и «зверь» становился сильнее создателя. В конце же Паланик, словно Тургенев со своим Базаровым, просто не знал, что делать и решил все оборвать довольно нелепо. Такие нынче нигилисты!

СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ



«Собачье сердце» Владимира Бортко, на мой взгляд, сильнейший фильм, снятый на русском языке. Примечательно то, что рассказ Булгакова показался мне довольно скучным и очень уж безжизненным; постоянно преследовало ощущение, что чего-то не хватает – «чего-то не хватает». Оказалось, что не хватало ярких удивительных образов, будоражащих сознание, как раз именно того, чем славилось отечественное кино, именно того, с чем грандиозно справился Владимир Бортко. Были слова, но не было уст, чтобы слова проникали туда, куда им следует. Владимир Бортко сделал кино потрясающе искусно: тонко, и вместе с тем, мощно; вызывающе, но беспафосно интеллигентно. Чего уж там – единожды увидев Преображенского, Шарикова, Борменталя и Швондера – вы их уже никогда не забудете. Держу пари.

ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ



«Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи – произведение безусловно эпохальное, но и здесь хочется отметить некую унылость, чрезмерное спокойствие повествования. В книге на первый план поставлен внутренний монолог молчуна-индейца, его восприятие происходящего – это придает роману вдумчивость и глубину, что, конечно же, весьма полезно, однако в строках романа не чувствуется бунта, который изначально поверхностен. Бунт – это порыв, действие, которым живет МакМерфи и оттого безумная улыбка Джека Николсона, попавшая в нужное место и время, так хорошо смотрится на экране. Милош Форман обнажил естество МакМерфи, придав тем самым произведению Кена Кизи action, который как никогда оказался уместен – пять «Оскаров» тому наградой. 

ПАЛАТА №6



«Палата №6» Карэна Шахназарова - лидер нашего списка и самое вдохновляющее кино, снятое за последние годы. Во-первых, поражает стилистика: большая часть повествования ведется в форме интервью, также впервые хорошо в современном российском кино использовалась ручная камера и, думается, скромный бюджет. Во-вторых, поражает оригинальный текст Антона Чехова, ни на долю секунды не потерявший своей актуальности и гениальности. «Если на стене висит ружье, значит, оно должно выстрелить» - действительно, в книге, ровно как и в фильме, нет ни грамма пустословия, каждое действие оправдано и необходимо, каждый полузвук играет важнейшую роль в формировании полной картины. А закончил Шахназаров бесподобным крупным планом-портретом двух девочек, пронзающих зрителя своим беспечным невинным взглядом.
СОЛЯРИС



«Солярис» Андрея Тарковского – один из лучших фантастических фильмов за всю историю, снятый по лучшей фантастической книге, когда-либо написанной. Однако не только эта практически неосязаемая разница в величии сподвигла меня поместить «Солярис» в «черный список». Первопричина же в колоссальной разнице в понимании того, каким должен быть «Солярис». Вообще, Тарковский не был бы самим собой, если бы банально занялся пересказом пусть даже гениального повествования. Андрей Арсеньевич взял от книги лишь то, что ему нужно – именно, планету и персонажа, сделал исключительно ему интересное камерное кино о проблематике прогресса и нравственности. Любовь зрителей (и моя в том числе) – побочный эффект, но в этом нет ничего плохого – только так создается настоящее кино. Станиславу Лему все же хотелось, чтобы «Солярис» оставался «Его Солярисом» - он этого заслуживал, однако двум гениям чересчур редко удается сходиться во взглядах. 

АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ



«Автостопом по галактике» Гарта Дженнингса также не дотянул до первоисточника, даже несмотря на то, что над сценарием трудился главный автостопщик Дуглас Адамс. Возможно, сам того не понимая, Дуглас Адамс создал немыслимо глубокую, вместе с тем смешную очаровательную историю, просто разрывающую в клочья большинство «космических» поэм. Один только paranoid android Марвин стоит тысячи одиссей Кубрика с его «я чу-увствую, я умира-а-аю». Дуглас Адамс не задается действительно интересным вопросом о механических эмоциях, он показывает нам робота-меланхолика с явной склонностью к суициду. И это только «холодные закуски» - основное блюдо куда круче (бегом в библиотеку, если еще не довелось). Фильм же, пусть и не лишенный некого кукольного шарма, получился немного тускловатым относительно передачи идей и мыслей романа. Возможно, Дугласу Адамсу просто не хватило времени. Светлая память потрясающему писателю, всегда знающему, где его полотенце. 

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ



«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта – первая попытка Голливуда угнаться за гением Филипа Дика. Кино получилось очень даже атмосферным, что, по моему мнению, следует выводить на первый план, создавая фантастику. Однако снова и снова «фильмоделы» наступают на одни и те же грабли: пытаясь передать глубину содержания, они упускают поверхностность формы – все повседневные мелочи из жизни будущего. Роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», как и большинство его творений, влюбляют именно этим: генератором эмоций, дверьми, вымогающими деньги («Убик»), наконец, самими электроовцами. Что мы видим на экране? Бесхитростную погоню подавленного Харрисона Форда за репликантом Рутгером Хаурэм. Финал, безусловно, хорош, но этого мало. 

УДУШЬЕ



«Удушье» Кларк Грегг снимал на относительно скромный бюджет в 3 млн. $, и потому, все кто ждал повторения успеха предыдущей экранизации Паланика «Бойцовский клуб» остались, мягко говоря, разочарованными. Но даже не в бюджете дело, многим маленькие деньги только на пользу идут, просто, если «БЦ» - это яркий пример, когда «звезды сходятся», то «Choke» - яркий пример обратного. Все, до последнего гримера, как-то халатно подошли к своей работе – не то, чтобы безответственно, но без огонька в глазах, без творческого энтузиазма, словно на заводе перед станком находясь. Что ж, вывод удручает: «Удушье»-роман - одно из лучших произведений Паланика, с весьма изысканной идеей «создания героев»; «Удушье»-фильм – бледен и невыразителен. 

ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН



«Заводной апельсин» Стэнли Кубрика – главное личное расстройство в экранизации книг. Один из самых скучных и стилистически нелепых фильмов, словно львица в террариуме главный герой дисгармонирует с окружающим миром. Возможно, именно такого эффекта добивался Стэнли Кубрик. У него получилось, однако мне становилось дурно, когда, нарисованная выдающейся книгой реальность коллапсировала под прессингом видеоряда. Я лишь выражаю собственное мнение: мне не понравилось. Не вкусный апельсин (Энтони Бёрджес сказал, что очень аппетитно вышло). От романа Э. Бёрджеса, напротив, я был в восторге: первые stranitsy дались трудно, но потом vsiakie stychki вскружили мне голову так, что было не оторвать от chtiva. Очень вкучный apelsin, не смотря на заезженную, на тот moment для menia, тему агрессии. 







Вне конкурса хотелось бы отметить шедевр мировой литературы – «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола. Произведение настолько многогранно, что трудно даже сообразить, в каких только формах мы не видели «Алису» на экранах - это и детские мультики (советский очень хорош), и безумная переработка Яна Шванкмайера, и наркотическое восприятие Тима Бартона. Общее же число экранизаций учету вряд ли подлежит – без всяких сомнений, «Алиса» переведена на все языки мира и, наверное, каждая страна снимала «Свою Алису». Постановок много, и большинство из них изумительны, однако лучшей всегда будет «Алиса» в мягком переплете со стремными картинками вверху страницы. 




Теги:


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 8 Августа









Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте