История детского советского кинематографа: 1908-1941 гг. - СЮЖЕТЫ - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
|
СЮЖЕТЫ
История детского советского кинематографа: 1908-1941 гг. 5.0 Оценить материал?
Анна Козуб
06.03.11
История детского советского кинематографа: 1908-1941 гг.
  5.0/2     0      2238



Еще с дореволюционных времен русские педагоги и деятели культуры задумывались о влиянии киноискусства на подрастающее поколение. Именно тогда, в самом начале двадцатого века (примерно с 1908 года), в синематографах Российской империи начали появляться первые отечественные детские фильмы. Это были экранизации исторических произведений, русских народных сказок, а также образовательные документальные фильмы, посвященные истории страны. 

В то же время начинают появляться первые анимационные картины. Именно в России в 1912 году был снят первый в мире кукольный мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» знаменитого русского режиссера В. Старевича. Этот человек навеки вошел в историю как гений кинематографа и мультипликации. Его работы до сих пор занимают достойное место в золотом фонде всемирного культурного наследия. Большая часть анимации и несколько лучших игровых детских фильмов предреволюционного времени были созданы именно Старевичем.

Среди детских игровых картин этого режиссера можно отметить такие, как «Снегурочка» (1914), «Девочка со спичками» (1919), «Лесная сказка» (1913). 

Но до становления советской власти кинематограф не был официально поделен по возрастным категориям. Это произошло в первые послереволюционные годы. Новому правительству необходимо было в корне менять моральные ценности народа, и киноискусство стало главным «идеологом» новой культурной реформы. А детское кино обязано было с чистого листа воспитывать совершенно новый тип человека – человека советского – ярого атеиста, поборника мировой революции и.т.д. 

Герои многих экранизаций даже зарубежных произведений обретают совершенно новые черты характера, которых не было в книгах. Яркий пример этому - картина «Остров Сокровищ» (1937). Ведь в романе Л. Стивенсона нет никаких упоминаний о восстании ирландцев или участии в этом героев книги, а в картине эта тема фактически выдвинута на передний план. Еще один подобный пример – «Приключения Тома Сойера» (1936). Здесь была уже несколько иная задумка – изобличение жестокого обращения с темнокожим населением Америки (это при том, что фильм снимался в годы жесточайших репрессий), а также жадность и глупость американских капиталистов. В романе никто не собирался жестоко обращаться с неграми или устраивать «кучу малу» из- за груды монет. Но ведь это противоречило воспитательным методам советских идеологов. Хотя ни в коем случае нельзя сказать, что это были некачественные, наспех сделанные экранизации. Несмотря на вынужденное искажение сюжета, картины были созданы на высоком уровне прекрасными режиссерами. «Дети капитана Гранта» (1936), «Таинственный остров» (1941), вышеупомянутый «Остров Сокровищ» до сих пор остаются одними из самых популярных детских фильмов. 

Также одной из ведущих тем детского кино того времени стала борьба подрастающего поколения за Советскую власть. Для воспитания юной смены необходимы были устоявшиеся идеалы. А лучшим примером для детей должны были стать сами дети, но с «героическим» ярлыком. По всем тогда еще не столь многочисленным кинотеатрам гремела картина «Красные дьяволята» (1923) – предок знаменитых «Неуловимых». Из популярных картин этой тематики можно выделить «Белеет парус одинокий» (1937), «Дочь партизана» (1936), «Бежин луг» (1937) – о «подвиге» Павлика Морозова, «Подруги» (1935). Огромную известность приобрел первый в Союзе звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931). Это была одна из первых советских картин, получившая признание в 26 странах мира. История детской трудовой коммуны, созданной из беспризорников, в первые годы после Гражданской войны. Картина посвящена «другу всех детей» Феликсу Дзержинскому. Примерно такая надпись завершает фильм. Конечно, в те годы под страхом смерти никому нельзя было и помыслить, что эти же дети были лишены родного дома и родителей, во многом благодаря этому «другу».

Во второй половине 30-х годов режиссеры много внимания начали уделять обычной, повседневной жизни людей. Воспевание счастливой жизни народа на фоне портретов вождей – это был неписаный закон этого жанра киноискусства сталинского времени. «Подкидыш» (1939), «Тимур и его команда» (1940), «Черемыш - брат героя» (1940) – самые знаменитые «представители» довоенной бытовой детской кинематографии. 

Отдельное, почетное, место в советской кинематографии еще в предвоенные годы занимают сказки. А передовые позиции здесь принадлежали фильмам легендарного режиссера Александра Роу. Наверное, каждый в детстве хотя бы один раз смотрел такие его картины как «По щучьему велению» (1938), «Василиса Прекрасная» (1939), «Конек-горбунок» (1941). Минуя пафос, присущий большинству детских фильмов предвоенных лет, А. Роу сумел воссоздать (хотя бы на экране) атмосферу доброй, веселой и поучительной русской (не советской) народной сказки. 

В тридцатые годы кинорежиссеры вновь обратились к слегка подзабытому жанру киноискусства – мультипликации. Огромный успех среди юных зрителей имели «комбинированные» картины, где анимация пересекалась с игровым фильмом. «Золотой ключик» (1939), «Новый Гулливер» (1935) – самые известные постановки этого типа. Обычные мультипликационные фильмы также были очень популярны. В большинстве своем это были постановки по произведениям таких детских советских писателей, как С. Маршак и К. Чуковский. Вспомним, хотя бы «Мойдодыра» (1939) или «Человека рассеянного» (1938) или «Лимпопо» (1939 год). 

В 1931 году детская кинематография обогатилась еще одним жанром – киножурналом. Именно в тот год появилась знаменитая «Пионерия». В первые «довоенные» годы своего существования киножурнал рассказывал о «счастливой» жизни детей в разных концах страны, призывал юных ленинцев к соцсоревнованиям, рассказывал о «невыносимом и тяжком» труде зарубежных сверстников.

Подводя итоги, можно сказать, что детский кинематограф 1908-1941 гг. несмотря на жесткую цензуру (до 1917 года – царскую, с 1917 по 1941 гг. – советскую) сделал свой неоценимый вклад в русскую советскую культуру. Многие фильмы этого прекрасного жанра не утратили своей популярности до наших дней и, скорее всего, будут так же любимы и следующими поколениями.


genefis-gbr.ru

Теги:

Колонка: Кино

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 7 Августа









Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте